Технологические процессы, связанные с добычей полезных ископаемых, отличаются высокой степенью воздействия вибраций на их участников. Операторы машин находятся в условиях повышенной вибрационной и физической нагрузки, что негативно сказывается на их самочувствии. Согласно медицинским исследованиям, к профессиональным болезням работников добывающей отрасли относится остеохондроз, язва, хронический бронхит и сердечно-сосудистые заболевания. Все эти недуги ведут к снижению работоспособности сотрудников и, как следствие – к уменьшению прибыли компании.
С целью выявления основных патогенных факторов были проведены гигиенические исследования условий работы машинистов карьерных экскаваторов, промышленных бульдозеров и буровых станков. Анализ результатов показал, что операторы постоянно подвергаются воздействию комплексной вибрации, которая превышает предельно-допустимые значения, установленные санитарными нормами. Как следствие, у многих машинистов наблюдаются дегенеративно-дистрофические нарушения позвоночника (остеохондроз, спондилоз, остеоартроз), заболевания опорно-двигательного аппарата и другие хронические недуги.
Сложные условия работы на карьерных машинах и высокая вибронагруженность рабочего места вызывают сильную утомляемость у машинистов автосамосвалов и экскаваторов, что можно заметить по графику выполнения задач. В первой половине смены погрузка и разгрузка осуществляются строго по расписанию, машины придерживаются очереди и не скапливаются в одних местах. Со временем усталость операторов накапливается и график движения постепенно сбивается. В результате в местах выгрузки и погрузки образовываются очереди, и концу смены производительность труда снижается до 20-30%.
Снизить утомляемость сотрудников и стабилизировать их производительность поможет уменьшение вибрации на рабочих местах. Основная часть колебаний в автомобиле приходится на сиденье оператора, поэтому решение этой задачи сводится к созданию виброзащищенных эргономичных кресел для водителей спецтехники.
Разработки отечественных специалистов в этой области ограничиваются небольшим бюджетом, поэтому современные посадочные места пока не соответствуют требованиям эргономики, тепло/влагообмена и антропометрии. В отличии от мировых брендов, российские производители выпускают сиденья без пневмоподвески, что негативно сказывается на их функциональности.
Виброзащитные сиденья для транспортно-технологического оборудования могут устанавливаться непосредственно при изготовлении техники или разрабатываться отдельно специализированными предприятиями. Во втором случае компания-производитель концентрируется на решении проблем комфорта и функциональности водительских сидений для разных видов самоходных машин, поэтому такие виброзащитные кресла считаются более эффективными, чем заводские. Одним из таких производителей является немецкая компания GRAMMER AG.
GRAMMER AG – европейский лидер в области разработки виброзащитных сидений для разных типов спецтехники. Фирма практикует комплексный подход к проектированию кресел, объединяя силы конструкторов, дизайнеров, врачей, а также специалистов в области виброзащиты и эргономики. Компания производит изделия для автомобилей, тракторов, железнодорожной и строительной техники.
Ассортимент сидений разнообразен и позволяет подобрать подходящий вариант для любого случая. К примеру, кресло для экскаватора производится с пневморегулированием и пневмоподвеской, а также с возможностью регулирования высоты, угла наклона и положения спинки. В случае отсутствия в автомобиле бортовой пневмосети заказчику предлагается модель с встроенным микропроцессором. По желанию клиента виброзащитный подвес можно разместить в спинке сиденья. Специалисты компании прилагают все усилия для создания максимально удобного покрытия сидений и профилей подушек.
Исследования показывают, что неправильная организация рабочего места машиниста спецтехники приводит к снижению производительности его работы. Если конструкция сиденья не соответствует требованиям соответствующих стандартов, сотрудник быстро устает и не может полноценно выполнять свои обязанности. Проблемы со здоровьем могут привести к завершению карьеры работника на пике его профессиональной формы. Опытный работодатель это понимает и старается обеспечить максимально благоприятные условия труда для своих сотрудников.
Влияние повышения комфортабельности рабочего места на экономические показатели компании изучают специалисты во многих странах. Сотрудники Российского института медицины и труда разработали методику оценки экономического эффекта от уменьшения вибронагруженности сиденья оператора. Комплекс методов позволяет рассчитать годовые убытки компании, вызванные негативным воздействием вибрации на машинистов.
Высчитав разницу между базовым и проектируемым образцом (с дополнительной виброизоляцией), они получают величину экономического эффекта от внедрения виброзащитных мероприятий. Оценка основывается на мощности вибрации, которая действует на водителя с учетом медико-статистических данных. Последние связывают уровень колебаний с вероятностью снижения трудоспособности и развития профессиональных заболеваний у машиниста.
Результаты расчетов показали, что снижение величины вибрации в 4 раза позволяет уменьшить ущерб предприятия до 40%. Учитывая относительно невысокую стоимость кресла, затраты на его покупку окупятся за короткое время.